Понятие и виды бюджетной отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды бюджетной отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Отчетной стадии бюджетного процесса посвящен отдельный разд. VIII.1 Бюджетного кодекса РФ, в котором установлены как общие для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требования к составлению и утверждению отчетности об исполнении бюджетов, так и нормы, предусматривающие развитие данной стадии бюджетного процесса как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления.

Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств

Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:

  • все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
  • имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
  • земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
  • обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
  • бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.

Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях

Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:

  • средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
  • деньги для временного распоряжения на определенные цели;
  • средства для выплат в рамках медицинского страхования;
  • собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.

Что такое отчет об исполнении бюджета

С 01.01.2022 п. 6 ст. 264.1 дополняется абзацем (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

БК РФ Статья 264.2. Составление бюджетной отчетности

1. Главные администраторы бюджетных средств составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

4. Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

5. Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статья 149 БК РФ. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов

1. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иные документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовыми отчетами об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составляются органами управления указанными фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для их внесения в установленном порядке не позднее 31 мая текущего года в Правительство Российской Федерации.

Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации оформляются актом по каждому государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в срок до 1 мая текущего финансового года.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иные документы, и материалы подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовыми отчетами об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации.

2. С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации готовит заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и не позднее 1 сентября текущего года представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации.

Читайте также:  Представление интересов в суде по гражданским делам без доверенности по устному ходатайству

3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 августа текущего года одновременно с проектами федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, годовой бюджетной отчетностью об исполнении соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иной отчетностью, предусмотренной бюджетным законодательством Российской Федерации. В составе материалов к проекту федерального закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный финансовый год Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты:

1) о формировании и об использовании средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию;

2) о формировании и об использовании средств выплатного резерва Пенсионного фонда Российской Федерации;

3) о формировании и об использовании средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации установлена срочная пенсионная выплата.

3.1. При рассмотрении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год Государственная Дума заслушивает доклады Правительства Российской Федерации, доклады представителей Счетной палаты Российской Федерации и содоклады Комитета по бюджету.

4. По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

5. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него.

6. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения годовых отчетов об исполнении региональных и местных бюджетов

Вопросам составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности посвящены отдельные разделы в законах субъектов Федерации о бюджетном процессе и решениях органов местного самоуправления о бюджетном процессе.

Согласно ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов РФ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

В Бюджетном кодексе РФ закреплены три этапа отчетной стадии: составление бюджетной отчетности, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Эти этапы в полной мере относятся к годовой бюджетной отчетности.

Для квартальных отчетов второй этап, естественно, отсутствует.

Подготовка отчетов начинается с составления бюджетной отчетности (ст. 264.2 БК РФ).

При характеристике процедур составления бюджетной отчетности Бюджетный кодекс РФ ввел такого участника бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы, как «главный администратор бюджетных средств», под которым понимается главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ однозначно закрепляет положение о том, что в основе бюджетной отчетности публичного образования лежит, прежде всего, отчетность главных администраторов и подведомственных им администраторов бюджетных средств.

После внесенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. 285 № 63-ФЗ изменений наряду с традиционным отчетом об исполнении бюджета бюджетная отчетность публично-правового образования должна включать баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, что в целом должно позволить сделать отчетность более информативной.

К примеру, порядок составления бюджетной отчетности закреплен в ст. 33 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге», которая предусматривает, что составление бюджетной отчетности осуществляется в порядке и в сроки, установленные финансовым органом.

В целях обеспечения подготовки и своевременного представления отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за девять месяцев в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, а также составления форм бюджетной отчетности в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ за девять месяцев 2007 г. распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26 сентября 2007 г. №148-р утвержден график предоставления главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга, а также управлениями Комитета финансов Санкт-Петербурга по районам Санкт-Петербурга отчетов об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за девять месяцев 2007 г.

Бюджетная отчетность Санкт-Петербурга составляется финансовым органом на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга и представляется в Правительство Санкт-Петербурга.

При этом отчетность Санкт-Петербурга является годовой, а отчет об исполнении — квартальным.

Отчет об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года составляются финансовым органом, утверждаются Правительством Санкт-Петербурга и направляются в Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга.

Порядок формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов определены в ст. 264.3 БК РФ.

При этом финансовый орган муниципального района, а также финансовый орган городского округа либо внутригородской территории города федерального значения представляют бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта Федерации.

Так, в целях обеспечения подготовки годовой бюджетной отчетности в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ за 2007 г. и своевременного представления годового отчета об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга за 2007 г. в Федеральное казначейство Комитетом финансов Правительства Санкт-Петербурга в распоряжении от 17 января 2007 г. № 198-р утверждены графики предоставления органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга годовой бюджетной отчетности за 2007 г. в управления Комитета финансов Санкт-Петербурга, в границах которых расположены внутригородские муниципальные образований Санкт-Петербурга, а также перечень необходимых материалов для составления и представления в Федеральное казначейство годовых отчетов об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга за 2007 г.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта Федерации, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Федерации с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Порядку проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета посвящена ст. 35 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 371-11 «О бюджетом процессе в 287 Санкт-Петербурге».

Читайте также:  Водительское удостоверение замена по истечении срока действия в МФЦ

Правительство Санкт-Петербурга представляет годовой отчет об исполнении бюджета для подготовки заключения не него не позднее 15 апреля текущего года.

Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета проводится в срок, не превышающий полутора месяцев.

Финансовый орган не позднее 15 апреля текущего года представляет годовую бюджетную отчетность главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, а также главных администраторов доходов Санкт-Петербурга, являющихся главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга, в Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга.

Результаты внешней проверки Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга годовой бюджетной отчетности оформляются заключениями по каждому главному распорядителю средств бюджета Санкт-Петербурга, главному администратору доходов бюджета и главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования, в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Составление бюджетной отчетности за 9 месяцев 2020 года

В соответствии с пунктом 1.1 Письма бюджетная отчетность состоянию на 1 октября 2020 года составляется и представляется в составе следующих форм отчетности:

  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127), далее – Отчет (ф. 0503127);

  • Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

  • Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов);

  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

  • Пояснительная записка (ф. 0503160) в составе следующих сведений:

    • Текстовая часть;

    • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);

    • Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), далее – Сведения (ф. 0503169);

    • Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), далее – Сведения (ф. 0503173);

    • Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);

    • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф.0503296);

  • Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);

  • Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);

  • Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф.0503193).

Перечень отчетных форм для госучреждений

Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

Общее наименование

Формы

Комментарии

Периодичность предоставления формы

Бюджетные и автономные

Казенные

Бухгалтерский баланс

Ф.0503730

Ф.0503130

Содержит информацию о показателях бухучета в разрезе счетов. Показатели формируются на начало и на конец года. Предусмотрено внутриформенное разделение по кодам финансового обеспечения в части формы 0503730

Годовая

Справка по консолидируемым расчетам

Ф.0503725

Ф.0503125

Содержит информацию о передаче имущества, имущественных прав, земельных участков, денежных средств, обязательств между участниками бюджетного процесса. Данные формируются по счетам: 0 304 06 000, 0 304 04 000, 0 401 00 000

Квартальная, годовая и месячная — для казенных

Справка по заключению счетов бухгалтерского учета

Ф. 0503710

Ф.0503110

Составляется в разрезе видов деятельности, содержит информацию о заключительных оборотах по счетам бухучета

Годовая

Отчет об исполнении бюджета или ПФХД

Ф. 0503737

Ф. 0503127

Документ составляется отдельно по видам деятельности: 1, 2 и 4 и 7, 5 и 6, 3. В отчетной форме заполняются плановые и фактические показатели исполнения бюджета или ПФХД в разрезе кодов вида расхода

Квартальная, годовая

Отчет о принятых бюджетных обязательствах

Ф. 0503738

Ф. 0503128

Бланк предусматривает заполнение отдельно по КФО. Предусматривает совокупные показатели принятых обязательств

Квартальная, годовая

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения

Ф.0503721

Ф.0503121

Документ формируется до заключения счетов бухгалтерского учета. Содержит информацию о финансовых оборотах учреждения в разрезе показателей. Предусмотрено формирование в разрезе КФО

Годовая

Отчет о движении денежных средств

Ф.0503723

Ф.0503123

Отчетная форма предусматривает внесение показателей движения денежных средств организации в разрезе КОСГУ

Квартальная, годовая

Пояснительная записка

Ф.0503760

Ф.0503160

Документ предусматривает текстовую часть, в которой описываются показатели отчетности, даются пояснения отклонениям. Также отчетная форма предусматривает заполнение таблиц и бланков

Месячная, квартальная, годовая

Определение 1

Бюджетная отчетность – это обширная база данных, формируемая на основе информации бюджетного учета, которая отражает бюджетное и финансовое положение дел предприятия.

Существует инструкция, определяющая правила представления месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности.

Замечание 1

Инструкция о порядке составления и представления бюджетной отчетности утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Существуют следующие субъекты бюджетной отчетности:

  • Объекты, отвечающие за исполнений бюджетов. К ним относятся органы публично-правовых образований.
  • Казначейства.
  • Получатели и распорядители средств бюджета.

Основная задача бюджетной отчетности – анализ и оценка доходов и расходов казенного учреждения. Главный показатель бюджетного отчета — данные, по которым возможно определить изменения финансовых показателей за определённый отчетный период.

Замечание 2

Все данные в бюджетной отчетности распределяются по видам деятельности:

  • Деятельность, которая приносит доход.
  • Бюджетная деятельность.
  • Деятельность со средствами во временном распоряжении.

Следует обратить внимание на справку по заключению счетов бюджетного учета финансового года. В этом документе необходимо показать суммы средств до и после закрытия на 1 января. Вот счета бюджетного учета, которые указываются в справке:

  • «Внутриведомственные расчеты» — 130404000.
  • «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» — 130405000.
  • «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» — 121002000.
  • «Доходы текущего финансового года» — 040110100.
  • «Расходы текущего финансового года» — 040120200.

Финальная бюджетная отчетность должна быть представлена главному распорядителю бюджетных средств в бумажном или электронном виде. В обязательном порядке бюджетная отчетность должна быть подписана бухгалтером и руководителем компании. Сроки предоставления согласовываются заранее.

Получатели средств бюджета

Определение 2

Получатель бюджетных средств – это бюджетная организация или другое учреждение, которое может получать средства из бюджета страны в соответствии со сводной бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели федеральных бюджетных средств могут получать и использовать бюджетные средства в согласованных размерах с учетом сокращения и индексации. Также получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать полученное финансирование, исключительно с целевым использованием. Получателю бюджетных средств необходимо возвращать в полном объеме полученные средства, если перед получением была такая договоренность, а также своевременно предоставлять необходимую отчетность использования бюджетных средств.

Существует ряд форм годовой отчетности получателя средств бюджета (также эти формы можно отнести и к отчетности главного распорядителя бюджетных средств):

  • Баланс получателя средств (ф. 0503130).
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127).
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110).
  • Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
  • Документ о принятых расходных обязательствах по деятельности, которая приносит доход (ф.0503138).
  • Отчет о своевременном исполнении смет доходов и расходов по видам деятельности главного распорядителя или получателя средств бюджета, которая приносит доход (ф. 0503137).
  • Отчет о финансовых аспектах деятельности (ф. 0503121).
  • Пояснительная записка (ф. 0503160).
  • Ликвидационный баланс (ф. 0503230).
Читайте также:  Выплаты студентам 2023 году

Как посчитать финансовый результат деятельности предприятия

Вот несколько простых правил:

  • финансовый результат деятельности предприятия – это разница между доходами и расходами. Если она положительна, то итог называется прибылью. Если отрицательна – убытком. Выходит, отождествлять прибыль с доходами, а убыток с расходами неверно. Это принципиально отличающиеся показатели;
  • финансовый результат бывает разный. Все определяется тем, какие именно доходы и расходы вы берете в расчет. Например, если вообще все, то получите чистую прибыль (убыток). Если только по основным видам деятельности, то прибыль (убыток) от продаж. Иначе она именуется операционным результатом деятельности;
  • предыдущие два правила не совсем подходят для расчета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка из баланса. Там это уже не просто доходы за вычетом расходов. Это сумма чистой прибыли (убытка), которую предприятие накопило за весь период функционирования с учетом корректировки на некоторые операции. Например, на уменьшение по причине выплаты дивидендов;
  • в большинстве случаев неверно отождествлять доходы и расходы с денежными притоками и оттоками. Значит, нельзя рассматривать финансовый результат как остаток денег на счетах и в кассе. Такое равенство иногда возможно лишь у организаций, которые пользуются кассовым методом признания доходов и расходов. О том, кому разрешается его использовать, написано в п. 4 и 5 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете».

Наверно, найдется мало людей, которые хотя бы отдаленно не представляли, что такое бухгалтерский учет. В представлении даже далекого от бухгалтерии человека при слове «бухгалтерский учет» возникает бухгалтер, который считает какие-то цифры, делает записи, составляет отчетность.

Определение понятию «бухгалтерский учет» дано в Законе о бухгалтерском учете*(1). Согласно данному определению бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

А вот что такое бюджетный учет знают немногие. В новой статье попробуем разобраться, чем бюджетный учет отличается от бухгалтерского, кто обязан его вести?

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Бюджетная отчетность: особенности

Порядок составления и предоставления бюджетной отчетности – в целом по учреждению с учетом всех его обособленных подразделений. Чтобы выполнить данное требование, вам понадобятся данные о деятельности филиалов. Порядок предоставления этих данных в головное учреждение закрепите в положении о подразделении и учетной политике. Кстати, отчеты филиалов – внутренние документы учреждения, а потому представлять их внешним пользователям не нужно.

Для составления и представления годовой бюджетной отчетности за 2017 год берите данные из:

  • главной книги (ф. 0504072);
  • других регистров бюджетного учета (например, многографной карточки (ф. 0504054), карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051) и т. д.), а также из отчетов филиалов;
  • показателей форм бюджетной отчетности, представленных подведомственными учреждениями;
  • бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. Особое внимание уделите инвентаризации дебиторки по расходам, объектам незавершенного строительства и капвложениям в недвижимость. Если при инвентаризации выявили ошибки, недостачи, отразите их в учете до того, как будете составлять отчетность за год.

Какие виды бюджетов бывают

Любое крупное предприятие или частная фирма прогнозирует свою деятельность и финансовые потоки. Используют для этого специальные таблицы — бюджеты, в которых отражают доходы, расходы и другие показатели деятельности на плановый период. С помощью бюджетов легко оценить, сколько нужно ресурсов привлечь для достижения желаемых доходов или определить, что нужно изменить в процессах для увеличения прибыли.

Существуют разные виды бюджетов: фиксированные и гибкие, оперативные и перспективные, функциональные и комплексные. Но среди всех классификаций наиболее удачной считается та, в которой выделяют 3 основных вида бюджетов:

  • финансовые;

  • операционные;

  • инвестиционные.

Что такое форматы бюджетов (на примере в Excel)

Выбор форматов бюджетов — один из первых вопросов при постановке бюджетирования в компании. Так как с их помощью можно определить систему целевых показателей и нормативов, а также контролировать ход исполнения бюджетов.

Формат бюджета — это набор статей в бюджете, степень их детализации и распределения по группам. В отличие от форм налоговой и бухгалтерской отчетности, в бюджетировании нет стандартных форматов, так как это инструменты сугубо управленческого учета.

Форматы бюджетов могут быть в виде смет, где отражены только доходы или только расходы, или в виде прогнозов, в которых доходы и расходы сбалансированы. При этом показатели в бюджете могут быть выражены не только в денежной форме, но и в количественных и трудовых единицах измерения. Все зависит от вида бюджета и его задач.

Каждая организация может выбрать свой формат бюджетов, главное, чтобы в них было достаточно информации для принятия оперативных и управленческих решений. А также должны быть соблюдены несколько требований.

  • Совместимость бюджетных форматов с действующей на предприятии бухгалтерской отчетностью.

Требования к ведению бюджетного учета

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.

Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:

  • любые действия, обязаны совершаться точно в срок.

  • отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;

  • ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *