Формы виды и основные методы финансового контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы виды и основные методы финансового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Управленцы в коммерческих и других структурах (например, государственных) рано или поздно приходят к выводу, что в организации нужно создать специальное подразделение, которое будет заниматься только финансовым контролем.

Виды, формы и методы финансового контроля внутри организации

Внутренний финансовый контроль – это один из способов сделать менеджмент более эффективным. Контролирующее подразделение в организационном и функциональном плане самостоятельно, не связано с прочими отделами и подчиняется главе компании. Оно необходимо для проведения регулярных и независимых проверок и оценки текущей финансово-экономической деятельности фирмы.

Особенности внутреннего контроля:

  • он организуется на предприятии или в пределах его управленческой структуры работниками самой компании;
  • для его создания необходимо решение руководства или управляющего органа;
  • все собираемые им сведения передаются только топ-менеджерам предприятия;
  • это подразделение содержится за счет бюджета фирмы.

Финансовым контролем в организациях обычно занимаются экономические подразделения: финансовый отдел или отдел финансового менеджмента, бухгалтерия. Они мониторят всю хозяйственную деятельность компании, ее региональных отделений и дочерних фирм.

Финансовый контроль в организации выполняет следующие функции:

  • Отслеживание процесса движения к целям, определяемым плановыми показателями и нормативами.
  • Вычисление степени отклонения реальных результатов деятельности от намеченных.
  • Диагностика состояния фирмы или организации по финансовым показателям (в первую очередь, по динамике ее денежного роста).
  • Оперативное принятие решений, направленных на упорядочение деятельности в рамках актуальных планов и целей.
  • При необходимости – пересмотр поставленных задач и финансовых нормативов с учетом рыночной конъюнктуры, изменений во внешней среде и сложившейся на предприятии ситуации.

Таким образом, финансовый контроль в компании выполняет не только свою прямую функцию (надзор за финансовыми операциями и хозяйственной деятельностью), но и ряд других, не менее важных. Он является действенным средством сбора данных, координирования действий управленцев и выработки комплекса мер, которое объединяет финансовый анализ, составление планов и контроль их практической реализации.

Контроль финансовой деятельности может принимать разные формы (то есть выражаться в различных мерах и комплексах мероприятий). Основные формы финансового контроля описаны ниже.

Предварительный контроль предшествует проведению хозяйственных операций того или иного вида: разработке, рассмотрению и утверждению бюджета, финансового плана компании, предварительных смет по доходам и расходам, законопроектов, договоров, учредительной документации и т. д. Он необходим для того, чтобы обнаружить потенциальные проблемы и ошибки еще на стадии замысла и прогноза (например, уязвимость действующих законов, риски перерасхода средств или их нецелевой траты), а также найти новые возможности и источники ресурсов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ведется параллельно с совершением экономических операций и реализацией планов. Его назначение – быстро обнаружить и предотвратить убытки и растрату денег, нарушения законов, а также принять необходимые решения. Этот вид финансового контроля использует визуальный осмотр и анализ различных типов документации предприятия: первичной, бухгалтерской, инвентаризационной.

Последующий контроль оценивает итоги поступления денежных средств и распоряжения ими. Проверяется полноценность их комплектования, правомерность совершаемых сделок и операций, рациональность использования ресурсов (финансовых, человеческих, материальных), соответствие текущих показателей плановым. Последующий финансовый контроль в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, уделяет особое внимание сметам. Он распространяется на все аспекты хозяйственной деятельности организации.

Формальный (документальный) вид контроля имеет дело исключительно с первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, нормативами, технологической, проектной и конструкторской документацией, бухгалтерскими, статистическими и оперативно-техническими отчетами.

Фактический финансовый контроль, наоборот, строится на сведениях, собираемых при помощи осмотров и проверок: пересчета, лабораторного анализа, взвешивания и т. п. Поэтому он не является самодостаточным видом контроля деятельности фирмы, а всегда используется в комплексе с формальным, ведь хозяйственная активность любого предприятия – это непрерывный и разносторонний процесс. Если возникают сомнения в полноте и достоверности документов, они подвергаются особым видам фактического контроля.

Методов и способов финансового контроля существует несколько:

Проверка – изучение документации предприятия (отчетной, расходной) по интересующим аспектам финансово-экономической деятельности. По итогам проверки составляют план исправления ошибок, устранения найденных недочетов.

Обследование отличает более широкий, чем при проверке, охват экономических показателей подконтрольного учреждения или коммерческой фирмы. Без него невозможно дать общую оценку финансовому состоянию компании, перспективам бизнеса.

При анализе финансовой деятельности исследуется вся финансово-бухгалтерская отчетность (как годовая, так и периодическая). Этот метод контроля является инструментом для оценки итогов коммерческой работы, состояния активов и того, насколько оптимально они используются.

Наблюдение (мониторинг) – это непрекращающийся процесс анализа эффективности финансовой деятельности, который позволяет обнаружить различия между запланированными и фактическими финансовыми показателями, чтобы затем ликвидировать их и привести деятельность в соответствие с планом. Наблюдение проходит на нескольких уровнях:

  • Исследование текущей работы компании.
  • Отбор приоритетных финансовых показателей, указывающих на стабильность или, наоборот, опасность банкротства, и их отслеживание.
  • Постановка задач, связанных с контролем, сотрудникам компании, наделение их полномочиями.
  • Планирование финансовой отчетности и назначение сроков ее сдачи.
  • Корректировка, создание параметров текущей хозяйственной деятельности, по которым оценивается ее состояние при несовпадении с планами. Определение амплитуды допустимых отклонений от планов.
  • Выяснение причин расхождения между реальной деятельностью и планами, бюджетами.
  • Оценка достижимости принятых планов и нормативов, соответствия текущих задач состоянию компании и ее положению на рынке.

Завершаем рассматривать виды, формы и методы финансового контроля. К последним относятся проверки, ревизии, надзор, обследования, наблюдения, анализ деятельности. Подробнее рассмотрим их.

Проверки. Касаются первичной документации, бухгалтерской отчетности, регистров бухучета. Проверки позволяют проводить статистические наблюдения, выявлять отдельные вопросы финансовой и хоздеятельности, намечать способы устранения недостатков.

Подразделяются на:

  1. Выездные (документальные) — непосредственно в организациях при должностных лицах.
  2. Камеральные — в месте нахождения контрольного органа на основе предоставленных документов, имеющейся информации.

Обследование. Это личное знакомство контролеров на месте с отдельными аспектами деятельности организации. Включает в себя следующие инструменты:

  • анкетирование;
  • контрольные замеры;
  • инспекция на месте;
  • опросы.

Надзор. Производится контролирующей структурой за деятельностью субъектов, которые получили лицензию на определенный вид работ, услуг. Цель — контроль за соблюдением нормативов, правил. Их нарушение ведет к отзыву лицензии.

Экономический анализ. Это детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности. Проводится для оценки хоздеятельности, финансового состояния.

Наблюдение (или мониторинг). Это систематически совершаемые контрольные действия. Цель — определение текущих изменений в деятельности объекта.

Ревизия. Это самый главный, всеохватывающий и глубокий метод финансового контроля. Он помогает убедиться в эффективности, обоснованности и целесообразности использования денежных средств, финансовой дисциплине, правильности ведения отчетности. Цель — выявление и предотвращение нарушений.

Внутри себя ревизии подразделяются на несколько групп:

  1. Комбинированные, сплошные и выборочные.
  2. Фактические и документальные.
  3. Частичные и полные.
  4. Внезапные и плановые.
  5. Тематические и комплексные.

Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Основные виды финансового контроля
Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Читайте также:  Почему ФСС задерживает выплату больничного листа по болезни

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Контрольных органов; по установлению правовых норм, закреп-Яйощих механизм возврата бюджетных средств и ответствен-Н0сти должностных лиц за предоставление необеспеченных бюд-явегных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих Право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Что такое финансовый контроль

Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.

В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.

Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.

Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ

Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.

В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:

  1. По месту проведения:
    • на камеральные;
    • выездные.

    Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.

    Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).

  2. Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
    • на прямые;
    • встречные.

    При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.

    При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

Читайте также:  Доход малоимущей семьи в Москве 2023 году какой на 1 человека должен быть

— мониторинг;

— обследование;

— проверка;

— экспертиза;

— ревизия;

— анализ;

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Методы осуществления финансового контроля

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. У них одинаковые цели – контролирование установленных законодательных норм РФ при ведении хозяйственной деятельности, достоверности учета и обоснованности операций в соответствии с действующими нормами, согласованными сметами и другой рабочей документацией, но характеристики заметно отличаются.

Ревизия предполагает осуществление контролирующих действий сплошным порядком. Т.е. проверяются все документы, оформленные по каждой операции в рассматриваемом периоде, анализируются на предмет законности и правильности их фиксации в учете, а также контролируется фактическое исполнение операций, тем самым реализуется принцип комплексности ревизии.

Под проверкой же подразумевается единичное контролирующее действие, охватывающее ограниченный период времени, либо исследование какого-то одного аспекта деятельности. Ей присущ выборочный характер, и не исключена возможность выпадения из поля зрения проверяющего какого-либо факта, влияющего на итоги проверки.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия. Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и другие. Формы и методы финансового контроля постоянно совершенствуются, определенное воздействие оказывает на них система информации на базе вычислительной техники. Названные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов. Основной метод финансового контроля — ревизия (пересмотр-лат.) — наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период. Ревизии проводят разные органы. Они могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов — вышестоящих, следственных органов. По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными. При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ценные бумаги), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, разных целевых затрат и расходов). Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Они дают возможность одновременно проверять состояние определенного участка на ряде хозяйствующих субъектов и получить обширный материал по данному вопросу, проанализировать его, сделать выводы, разработать предложения по улучшению работы. Приемы ревизий: инвентаризация материальных ценностей, проверка наличия денежных средств в кассе, сопоставление плановых, нормативных и отчетных показателей деятельности проверяемого объекта, документальная и встречная проверки. Указанные приемы применяются в зависимости от поставленной цели ревизии. Для проведения ревизий составляется программа, в которой указываются объект и цель ревизии, тема и основные вопросы, подлежащие проверке. Результаты ревизии оформляются актом, подписываемым руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои замечания и возражения руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе актов ревизий принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии. Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами (участками) финансовой деятельности. Поэтому проверки в основном бывают тематическими. При этом некоторые проверки по своему характеру могут носить вид внезапных инспекций. Целью проверок и обследований является выяснение состояния отдельного участка хозяйственной и финансовой деятельности хозоргана. Камеральная проверка осуществляется без выхода на место и предшествует документальной проверке хозоргана. Встречная проверка — метод определения достоверности финансово-хозяйственных операций на проверяемом объекте посредством проверки действительного отражения этих операций у партнеров или клиентов проверяемого хозяйствующего субъекта. Счетная проверка отчетности, то есть контроль достоверности бухгалтерских счетов и балансов, осуществляется в три этапа. На первом этапе выясняется согласованность показателей различных форм отчетности; на втором — осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета; на третьем этапе определяется обоснованность учетных записей по данным первичных документов. Такая последовательность делает счетные проверки весьма эффективным средством контроля за постановкой бухгалтерского учета и отчетности и способствует выявлению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины. Таможенные органы проводят таможенный контроль в форме проверок документов и сведений как при таможенном оформлении, так и таможенном досмотре товаров и транспортных средств, их учете; они вправе назначать либо проводить проверку (в пределах своей компетенции) финансовой и внешнеэкономической деятельности субъектов, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу.

Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы

Финансовый контроль это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Читайте также:  Штраф за несвоевременную регистрацию по месту жительства

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может бытьгосударственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Подформой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на местена пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогаетпредотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектомтекущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля , которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы , которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы — получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

ü проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

ü проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а — не совершающих кассовые операции, — не реже двух раз в год.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.

Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.

Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.

Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.

Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.

Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.

Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).

Следующая форма финансового контроля – оперативная (текущая). Она проводится непосредственно во время расходования или поступления денежных ресурсов.

Основывается текущий контроль на данных оперативного и бухгалтерского учета. Визуальное наблюдение, периодические инвентаризации помогают предотвратить экономические правонарушения, а также вовремя отрегулировать финансовые риски.

Объект оперативного контроля – документы, которые связаны с получением и перечислением денежных средств. Проверяющие регулярно сопоставляют фактические траты с актуальными нормами по расходованию бюджета, что позволяет вовремя выявить отклонения.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *