Экспедиторская расписка в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспедиторская расписка в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Многие путают экспедиторскую расписку с транспортной накладной, но разница между ними значительная. В ТТН указываются данные о стоимости услуг перевозчика, поэтому для транспортной компании этот документ является обязательным.

В чём разница между экспедиторской распиской и транспортной накладной

Правила деятельности в области транспортной экспедиции допускают возможность оформления вместо экспедиторской расписки иного документа (п. 6 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554). Но заменить распиской транспортную накладную нельзя, так как ТН в обязательном порядке сопровождает договор перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если договор на перевозку будет заключать экспедитор, то ему придётся оформлять и транспортную накладную. Если перевозить груз будет он сам, то транспортная накладная не нужна.

Порядок оформления ТТН и путевого листа

ТТН, или транспортная накладная составляется для отслеживания перевозки товарно-материальных грузов и расчетов стоимости транспортировок. Оформляется согласно Форме 1- Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 №78. Как правило, данную форму выписывает владелец транспортного средства, то есть непосредственно перевозчик.

В данной накладной содержатся данные о дате составления ТТН, название компании и адрес Клиента и перевозчика, место и дата приема груза, адрес, куда необходимо доставить товар и т.д.

Путевой лист – главный документ при первичном учете работы подвижного состава и водителей. Используется также для расчета зарплат сотрудникам компании. Составляется по Форме 4-с (сдельная) из того же Постановления, что и транспортная накладная. Используется Форма при условии работы по сдельной расценке. Для перевозчиков с почасовым тарифом существует Форма 4-п (повременная). Заполнение путевого листа до передачи водителю производится владельцем транспорта или лицом, ответственным за него.

«О.Л.К.», или» Очаковская Логистическая Компани» работает в соответствии со всеми нормами РФ. Более, чем 15 лет мы перевозим товары по всей стране, поэтому клиенты могут доверять нам.

Зачем нужны экспедиторские документы?

Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, составленные в письменной форме экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (бланки утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23). В частности, клиент составляет поручение экспедитору, в котором детально описываются условия и порядок оказания услуг. Рассмотрев его, экспедитор возвращает поручение со своей отметкой о согласовании. При приеме груза экспедитор выдает клиенту экспедиторскую расписку, которая предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что поручение экспедитору — это форма согласования предмета договора, а экспедиторская расписка удостоверяет факт, что экспедитор приступил к исполнению договора. Анализ судебной практики показывает, что наличие экспедиторской расписки критично в спорах об объеме ответственности экспедитора при возмещении ущерба в результате порчи или утраты груза. Вместе с тем те же обстоятельства могут быть подтверждены и иными документами (ст. 68 АПК РФ): нарушение со стороны экспедитора в виде несоставления экспедиторской расписки само по себе не говорит о том, что груз не был передан экспедитору, и не освобождает экспедитора от ответственности (Постановления АС ПО от 19.10.2015 по делу N А55-27081/2014, АС ЗСО от 30.04.2015 по делу N А45-14515/2014, АС МО от 10.02.2015 по делу N А40-31297/14). Например, доказательствами могут быть приемо-сдаточный акт (Постановление АС ДВО от 17.04.2015 по делу N А73-10667/2014), товарная накладная (Определение ВС РФ от 12.01.2016 N 305-ЭС15-17638, Постановление ФАС ПО от 13.03.2014 по делу N А55-9787/2013). Интересно, что в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС ЦО от 23.09.2013 по делу N А14-18349/2012, экспедитору не удалось доказать фактическое оказание услуг и взыскать вознаграждение: в подтверждение он представил заявки и не подписанные заказчиком акты, тогда как в транспортных накладных и доверенностях на водителей в качестве принявшего груз перевозчика значилось другое лицо. Аналогичным образом в Постановлении от 12.09.2013 по делу N А45-29193/2012 арбитры ФАС ЗСО пришли к выводу, что накладная не подтверждает факт принятия груза экспедитором (составлена по форме накладной на внутреннее перемещение и не содержит подписи лица, принявшего груз), как и доверенность не подтверждает наличие у физлица полномочий на получение спорного груза от имени экспедитора (тем более что физлицо отрицало факт выдачи доверенности).

Экспедиторская расписка составляется экспедитором на основании поручения ему, выдается клиенту (также целесообразно в контракте оговорить передачу дополнительного экземпляра грузоотправителю, если экспедитор нанят грузополучателем) и удостоверяет факт приема груза. Расписка удостоверяет факт отгрузки товара продавцом, а также в составе комплекта определенных документов подтверждает расходы на экспедиционные услуги. Вместе с тем ее можно заменить на накладную или акт произвольной формы, главное, чтобы этот документ содержал все необходимые реквизиты, исчерпывающим образом характеризующие хозяйственную операцию (арбитры сходятся в том, что неисполнение экспедитором обязанности выдать расписку при приеме груза не снимает с него ответственности за груз и не означает, что эти обстоятельства нельзя подтвердить другими доказательствами). Закон не обязывает экспедитора оформлять транспортную накладную.

Как уже был до выше написано, расписка очень важна не только для клиента, но и для самого экспедитора. Её значимость для него определяется тем, что этот документ необходим для принятия в бухгалтерском учёте расходов по договору на счёте товарно-материальных ценностей. Именно поэтому нужно правильно, без помарок и ошибок, а тем более неточностей, заполнить бланк.

Но при этом, важно знать, что расписка не подтверждает расходов на перевозку, так как не содержит информации за период перевозки. В ней есть данные только о грузе, получателе и отправителе. Счёт на оплату выставляется и оплачивается отдельно. Поэтому для подтверждения именно расходов на перевозку нужна транспортная накладная.

Также как и экспедитору, отправителю и получателю тоже важен весь пакет бумаг на перевозку для воды бухгалтерского учёта и налогообложения. Компаниям по транспортировке документы нужны для подтверждения право использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Отправителю и получателю для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в части расходов на перевозку товара по договорам.

Таким образом, данная расписка очень важный документ для всех участников транспортировки груза. Он нужен для целей бухгалтерского и налогового учёта, а также для ответственности экспедитора перед клиентами. Поэтому заполнению и оформлению эту расписки нужно уделить особое внимание и точность. Чтобы потом в случае каких — либо неприятных ситуаций, была бумага, подтверждающая именно сам приём груза транспортирующей компанией.

Экспедиторская расписка считается важным документом не только для самого заказчика, но и для непосредственного экспедитора. Это обусловлено тем, что документ применяется в налоговом учете для расчета расходов, понесенных специалистом во время перевозки груза. Поэтому составлять его надо аккуратно, с учетом многочисленных требований и без ошибок. Если будут выявлены разные помарки или неточности, то это может стать основанием для того, чтобы работники ФНС отказались применять ее для уменьшения налоговой базы.

Расписка содержит данные только о сторонах соглашения и грузе. В ней отсутствует информация о периоде транспортировки груза. Поэтому дополнительно надо отдельно выставлять и оплачивать счет на оплату. Экспедитор должен позаботиться и о формировании транспортной накладной.

Весь пакет документов требуется не только непосредственному исполнителю, но и заказчику. Это позволит без сложностей заниматься расчетами налогов и ведением бухгалтерского учета.

Основные требования к документу

Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).

Важно! Расписка – это вовсе не оборотный документ, то есть ее не нужно возвращать после того, как груз будет доставлен.

К бланку документа предъявляются следующие требования:

  • он должен быть распечатан на листах формата А4;
  • при этом должен использоваться шрифт 14-го размера (зачастую используется Times New Roman);
  • заполнять следует или на компьютере, или вручную, но исключительно с помощью шариковой ручки (она может быть только черной или синей);
  • никаких ошибок там быть не должно.
Читайте также:  Договор купли продажи земельного участка 2023 с актом

При возможности стоит обязательно ознакомиться с образцом договора с транспортной компанией на перевозку груза. Документ этого типа составляется в свободной форме. Но при этом в обязательном порядке должен соответствовать ч. 2 гл. №40 ГК РФ.

В соглашение рассматриваемого вида включаются следующие основные разделы:

  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон;
  • сумма договора и порядок осуществления расчетов;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешение споров;
  • защита интересов сторон;
  • изменение/дополнение договора;
  • продление срока действия договора;
  • действие договора во времени;
  • юридические адреса сторон.

Необходимо уделить особое внимание всем разделам договора. Если заключает его физическое лицо при отсутствии определенного опыта, стоит предварительно проконсультироваться с юристом по поводу всех разделов. Так можно будет избежать спорных и конфликтных моментов.

Важно учитывать, что этого вида договор бывает двух типов:

  • разовый;
  • долгосрочный.

Разовые договора заключаются в случае, когда сотрудничество на постоянной основе не требуется и имеется необходимость доставить какой-либо груз, обладающий индивидуальными признаками.

Например, это может быть мебель или же сельскохозяйственная продукция. Несколько иначе обстоят дела с долгосрочным сотрудничеством.

Если имеется необходимость осуществлять перевозку грузов на постоянной основе, необходимо обязательно составить специальный договор о долгосрочном сотрудничестве.

Кто и когда составляет

Пункт 12 правил устанавливает обязанность оформлять передаточный документ за экспедитором, тем же пунктом установлено, что экспедиторская расписка выдается клиенту в качестве подтверждения факта грузоперевозки. Передача — это момент, когда товар переходит во владение экспедитора, в котором он находится до момента возврата клиенту или передачи другому лицу, на которого указывает клиент.

Важно отличать передаточную бумагу от товарно-транспортной накладной, в том числе понимать, оформляется ли экспедиторская расписка вместо транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная — документ, который оформляет перевозчик груза. Эта обязанность закреплена п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Таким образом, если организатор нанимает третье лицо в качестве перевозчика, ТТН составляется обязательно. Организатор вправе самостоятельно транспортировать груз, не привлекая третьих лиц, в таком случае для него достаточно передаточных документов, и оформление ТТН не является обязательным. То есть, говоря о том, заменяет ли ТН экспедиторскую расписку, констатируем — нет, это два разных документа.

Необходимость в экспедиторской расписке есть у всех сторон данного вида сделки: как у получателя, так и у отправителя и у экспедитора. Для отправителя данный документ является гарантом того, что компания, занимающаяся перевозкой, приняла от него груз для этой перевозки. И для самого экспедитора также важно это доказательство. Поскольку во время перевозки может произойти все что угодно, то здесь содержатся основные сведения о перевозимом объекте.

Для получателя этот документ также важен для принятия груза на бухгалтерский учёт.

После того, как экспедитор получил товар на перевозку, и были оформлены все сопутствующие необходимые бумаги, он является ответственным лицом за эту отправку.

Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.

Форма не утверждена законодательством, поэтому может заполняться произвольно в соответствии с правилами делопроизводства организации. Многие компании пользуются старым бланком, поскольку в нем содержится вся необходимая для заполнения информация.

Документ должен содержать следующие данные:

  • о клиенте-грузоотправителе;
  • о клиенте-грузополучателе;
  • экспедиторе;
  • дату и порядковый номер экспедиторской расписки;
  • информацию о самом грузе;
  • указывается количество грузовых мест.

Допускать помарок, ошибок нельзя. Тем более категорически запрещено указывать ложную информацию, так как в некоторых ситуациях этот документ может иметь юридическую значимость.

Если вдруг где — то допущена ошибка не следует её исправлять, а надо заполнить заново. Расписку можно написать как от руки, так и напечатать. Это можно сделать на бланке организации либо на простом чистом листе бумаги.

При этом она обязательно должна содержать подпись экспедитора. Как правило, составляется она в двух экземплярах (один для экспедитора, второй для отправителя). Но бывают случаи, когда необходимо большее количество копий. При этом каждая должна содержать подпись составителя.

Рассмотрим правила оформления договора транспортной экспедиции:

  • как определил закон, поручение экспедитору заказчик составляет самостоятельно. В нем прописывается перечень приобретаемых услуг. Экспедиторское поручение — это документ, на основании которого заказчик передает агенту груз;
  • заказчик составляет и передает экспедитору доверенность для того, чтобы он мог заключать от его имени договор на перевозку груза;
  • он, в свою очередь, передает заказчику расписку, которая подтверждает факт получения груза. Она дает право перевозчику владеть грузом до окончания перевозки;
  • после поступления имущества на склад оформляется складская расписка. Если груз не нуждается в складском хранении, то документ не составляется;
  • после заполнения бумаг заказчику передаются оригиналы договоров, заключенных с посредниками для исполнения контракта (при наличии).

Почему важно ответственно подойти к заполнению бланка

Дело в том, что согласно п. 5 ст. 3 Закона своевременное предоставление полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, условиях его перевозки и документов, необходимых для осуществления таможенного контроля, возложено именно на клиентов экспедитора. До момента получения указанной информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей по договору (п. 4 ст. 3 Закона). Причем, получив такую информацию, экспедитор вправе проверить ее достоверность. Право, а не обязанность проверки может иметь для клиента как положительное, так и отрицательное значение. Приведем пример (Определение ВАС РФ от 23.03.2007 N 2792/07). Клиент поручил экспедитору организовать перевозку груза (бананов) в изотермическом подвижном составе. В пункте назначения были зафиксированы порча и понижение качества груза. Клиент счел, что в этом виновата транспортная компания, а причина — несоблюдение температурного режима при транспортировке. Клиент потребовал у экспедитора возместить ему причиненный ущерб. Суд его поддержал. Ведь экспедитор обязан это сделать, если не докажет, что порча произошла вследствие обстоятельств, которые от него не зависели (ст. 7 Закона). Экспедитор пытался, но не смог убедить суд, что он уже от клиента получил к погрузке бананы ненадлежащего качества, а все из-за того, что пренебрег правом проверки сведений о грузе.

Теперь обратный пример, когда по причине своей неосмотрительности пострадал клиент, а не экспедитор (Определение от 20.02.2008 N 1321/08). Клиент в экспедиторских документах обозначил груз как «оборудование» и предъявил к перевозке видеокамеру. Груз был утрачен и клиент потребовал возмещения его стоимости. Она была посчитана исходя из цены видеокамеры (70 тыс. руб.)., но получил он гораздо меньше, а именно 1 тыс. руб. (согласно договору из расчета 2 у.е. за кг). Судьи сочли такой размер компенсации достаточным. Согласно ст. 7 Закона при утрате груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, экспедитор обязан возместить клиенту ущерб в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. Однако из документов невозможно было сделать однозначный вывод о том, что к перевозке была предъявлена именно видеокамера.

Заменяет ли транспортную накладную?

Для того, чтобы понять взаимозаменяемы ли такие документы, рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация — если экспедитор подписывает договор с компанией, специализирующейся на транспортировке, то ему необходима накладная на товар. Но её составление не отменяет тот факт, что необходимо заполнить и расписку. То есть складывается такая картина: отправитель передаёт груз экспедитору при этом составляется расписка, что груз получен экспедитором. Чисто теоретически в этот период времени и в период транспортировки груз принадлежит ему. Далее отправление передаётся транспортной компании, а та, в свою очередь, заполняет транспортную накладную и отдаёт её экспедитору.

Вторая ситуация: если экспедитор отвозит груз сам. В такой ситуации транспортная накладная не требуется.

Но в любом случае, расписка не заменяет накладную, это два разных документа и оформляются они по-разному, и предназначены для разных целей и учитываются в бухгалтерском учёте по-разному.

Помимо этого, фирмы, оказывающие услуги по транспортировки грузов, обязаны заполнять бланки путевых листов.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *